Печати с иудейской символикой в средневековой Европе

Обсуждение и галерея прикладных печатей и перстней, имеюших отношение к иудаизму
Відповісти
MITRA
Повідомлень: 131
З нами з: Суб березня 06, 2021 7:13 am

Печати с иудейской символикой в средневековой Европе

Повідомлення MITRA »

В Европе на использовавшихся евреями печатях заимствовалось изображение оружия и других геральдических символов с гербов королей и аристократов, духовенства и монастырей, городов и гильдий; позднее эти символы переняли и бюргеры. Еврейские торговцы и финансисты имели печати для идентификации документа, ставшие в 13 в. (обычно вислые печати) обязательными на документе. Печати были не только у частных лиц, но и у общин (например, общин Аугсбурга, Кельна, Майнца, Регенсбурга, Ульма), что вызвало критику некоторых раввинов, усмотревших в этом подражание чуждым обычаям. Другие, напротив, защищали использование печатей (например Барух бен Ицхак из Регенсбурга, 2-я половина 12 в.; Моше бен Я‘аков из Куси); часть из них сами пользовались печатями, как тосафист Шимшон бен Шимшон из Куси (конец 12 в. — начало 13 в.), Исраэль Иссерлейн и Я‘аков Молин (Махарил, 14 в.), на печати которого был изображен лев. Меир бен Барух из Ротенбурга даже разрешил ношение перстня с печатью в субботу. В 1906 г. в Бреслау (Вроцлав) было найдено золотое кольцо некоего Аббы бен Абба с украшениями в готическом стиле, печатью и надписью «Это не подражание аморейской [то есть нееврейской] практике».
Снимок экрана 2021-03-20 в 21.58.14.png

ТАБЛИЦА I.Еврейские печати:
1. Печать португальской общины Гамбурга.
2. Печать главного раввина Швабии (XVIII в.).
3, 6, 8, 10, 12, 14-16, 19, 21 и 22. Частные печати, несколько имен владельцев и зодиакальные знаки месяца Рождества.
4. Печать «руки священника» (XVI в.).
5. Печать члена пражской золоты мясников (XVII в.).
7. Печать, свидетельствующая о ритуальной чистоте яств (кошерности).
9. Коммунальная печать Офена.
11. Коммунальная печать Хальберштадта (17 век).
13. Печать, подаренная пражской общине Фердинандом II. в 1627 г.
17. Печать персидского еврея.
18. Коммунальная печать Кригшабера.
20. Печать палестинского еврея (Из собрания Альберта Вольфа, Дрезден).
MITRA
Повідомлень: 131
З нами з: Суб березня 06, 2021 7:13 am

Re: Печати с иудейской символикой в средневековой Европе

Повідомлення MITRA »

Иногда власти регламентировали право использования печатей евреями. Если французский король Филипп II постановил в 1206 г., что на всех долговых расписках должна проставляться специальная еврейская печать (впрочем, вместе с поручительством двух городских нотаблей), то его сын Людовик VIII вообще запретил еврейские печати. В Наварре евреи были обязаны запечатывать свои документы королевскими печатями. В Португалии еврейские печати употреблялись с 12 в.; в 15 в. королевский верховный судья евреев (арраби мор) и семь королевских судей (раби менор) в провинциях имели собственные печати, утвержденные специальным королевским указом. Позднее, в том же столетии, арраби мор получил привилегию пользоваться королевской печатью. Известна печать раввина Тодроса бен Иосефа ха-Леви Абул‘афия, главы еврейской общины Кастилии (13 в.). В Акко обнаружена медная личная печать Нахманида, привезенная им из Жероны.
Снимок экрана 2021-03-20 в 21.58.43.png
ТАБЛИЦА II. Еврейские печати :
23, 26, 28, 29 и 34. Печати швейцарских евреев с фамильным гербом (14 век).
24 и 25. Двойная печать Калонима бен Тодроса (14 век).
27. Коммунальная печать Севильи (14 век).
30. Печать Давида бар Самуила Чеби (14 век).
31. Печать иерусалимского еврея.
32. Печать еврейских пражских мясников (XVII в.).
33. Коммунальная печать Дрездена.
35 и 36. Двойная печать главы общины Бреслау (1800 г.).
37. Печать Иакова Лондонского (13 век).
38. Коммунальная печать Кремсьера (1690 г.).
39. Печать, удостоверяющая ритуальную чистоту яств, Прага.
40. Коммунальная печать Камионки, Польша.
41. Коммунальная печать Бейтена (Из собрания Альберта Вольфа, Дрезден).
MITRA
Повідомлень: 131
З нами з: Суб березня 06, 2021 7:13 am

Re: Печати с иудейской символикой в средневековой Европе

Повідомлення MITRA »

В Центральной Европе самое раннее упоминание о еврейских печатях относится к Австрии (1257); печать банкира из Регенсбурга помечена 1297 г. Известен указ австрийского герцога Вильгельма (14 в.), разрешающий деятельность еврейского судьи в городе Пресбург (ныне Братислава, Словакия), решения которого вносятся в «Еврейскую книгу» (юденбух) и заверяются печатью христианина и еврея. Среди взимавшихся с евреев налогов был и «налог на печать». Долговые расписки, полученные Еврейским казначейством в Лондоне (13 в.), заверены печатью. Две еврейские печати 14 в. из Испании хранятся в Британском музее; одна из них принадлежит севильской общине, другая — Тодросу бен Шмуэлю ха-Леви. Еврейский сигиллификус (на латинском языке — `резчик печатей`) упоминается в Дижоне (Франция) около 1363 г.
Еврейские печати отличаются от современных им христианских наличием надписи на иврите и отсутствием изображения человеческих фигур. Надпись на иврите, сделанная без ошибок, — свидетельство того, что печать изготовлена еврейским мастером, однако немало еврейских печатей вырезались неевреями (например, печать 1391 г. с изображением петуха, принадлежавшая Петеру бен Моше из Регенсбурга).
Некоторые еврейские печати имеют кроме еврейской также надпись по-латыни или на языке страны. Обычно еврейская надпись помещалась на лицевой стороне (аверсе) вислой печати, а на оборотной (реверс) — на другом языке; такова печать польского финансиста 16 в. Ш. Валя. Эмблемы обычно изображали животных, цветы, чаши, шляпы («еврейские шляпы»), полумесяц, звезды: на печати общины Аугсбурга — императорский двуглавый орел, а над ним — еврейская шляпа; на печати общины Регенсбурга — полумесяц со звездой. Иногда изображение символизировало имя или положение владельца (в том числе происхождение из рода Давида): так, лев олицетворял имя Иехуда, медведь — Иссахар, голова быка — Иосеф (как на печати Иосефа бен Гершона из Россхейма), олень — Хирш (как на печати Хирша Вертхеймера из Падуи, 16 в.), куст роз — на печати семьи Розанес из Гамбурга, ветвь с шипами — на печати семьи Спинозы (эспиноса по-испански `колючка`). На печатях кохенов изображались благословляющие ладони (см. Биркат-коханим), на печатях левитов (см. Леви) — кувшин или кувшин с льющейся водой. Печать каббалиста Шломо Молхо включала изображение двух гор (место, где, по словам Молхо, ему открылось Божественное повеление). На печати Саббатая Цви изображалась змея (נחש — нахаш, числовое значение букв этого слова то же, что и у слова משיח — Мессия, см. Гематрия). На печати врача Давида Порталеоне (16 в.; коллекция Эйнхорна) изображен лев, что содержит намек на его фамилию. На рукоятке этой печати изображена сцена принесения в жертву Исаака (см. Акеда).

Снимок экрана 2021-03-20 в 21.59.34.png
ТАБЛИЦА III. Еврейские печати:
1, 3-8 и 10. Печати с именами владельцев, семейными символами и знаками зодиака. (В Музее Клюни, Париж.)
2. Печать с девизом на иврите. (В Музее Клюни, Париж.)
9. Печать Тодроса ха-Леви из Толедо, 14 век. (В Британском музее.)

Некоторые евреи Франкфурта-на-Майне и Вормса использовали в семейных печатях обозначения своих фирм, например, три «еврейские шляпы», скрепленные в одной точке, означали совместное предприятие трех братьев. Изображения на некоторых печатях символизировали занятия владельцев, например, якорь на печати купца. Нередко печать отражала полученную от правителя привилегию — треугольный щит, пентаграмма или маген-Давид (например, на печати Якоба бен Натаниэля-Даниэля, казначея архиепископа в город Трир). Чтобы не посягать на привилегии «рожденных для щита и шлема» (то есть дворян), на еврейских печатях изображался только щит. Имя владельца вырезалось по краю печати (круглой, эллипсоидной или квадратной).
На печатях руководителей еврейских общин Венгрии конца 15 в. изображены фигуры людей, животных и еврейские монограммы в стиле Ренессанса. Обнаружены печати евреев Польши 16 в.; чаще всего на них вырезано только имя и нет декора. На печати немецких и австрийских евреев 16–17 вв. часто используются знаки зодиака; в этом специалисты видят влияние не столько астрологии, сколько модных в то время аллегорических украшений в стиле барокко.
Община Праги по эдикту Фердинанда II имела квадратную печать с изображением маген-Давида внутри так называемой «шведской шляпы», латинской надписью «Старая печать пражской еврейской общины» и словом מגיזדרד (`магистрат`) по углам. Считалось, что цехи еврейских мясников и брадобреев в Праге имели отдельные печати с давних пор (но не ранее 17 в.). Маген-Давид изображался также на печатях общин Вены (1655), Фюрта и Кремзира (1690). На печати общины Хальберштадта выгравировано изображение медведя с оливковой ветвью над Ковчегом завета и надписью по-немецки «Добрая надежда»; на печати Офена также изображен Ковчег. С середины 18 в. официальную печать имел главный раввин Швабии в Пферзее. Несколько позже (1817) печати получили сефардские и ашкеназские конгрегации Амстердама, а также сефардская конгрегация Гамбурга. Синедрион французский 1807 г. имел печать с императорским орлом и двумя скрижалями завета; на печати консистории Вестфалии вырезан государственный герб, как и на печати школы Филантропии во Франкфурте-на-Майне. Инициалы М. Мендельсона вырезаны на его печати по-еврейски и по-немецки. Еврейская печать европейской работы предположительно 17–18 вв. (личная печать некоего Симхи бен Иосефа) была подарена А. С. Пушкину графиней Е. К. Воронцовой и до 1917 г. хранилась в музее Александровского лицея.
Первая печать на книге относится к 15 в. Печать на типографских книгах (обычно на экземплярах, принадлежавших авторам) должны были защитить книги от кражи или подделки.
Відповісти

Повернутись до “Печати с иудейской символикой и легендой на иврите или на идиш”