Копья Святого Лонгина

Ранние славяне, балты, средневековые кочевники и т.д.
Відповісти
petrop
Повідомлень: 70
З нами з: П'ят березня 26, 2021 5:10 pm

Копья Святого Лонгина

Повідомлення petrop »

Средневековая христианская церковь имела среди прочего обычную практику - тиражирование и фальсификации разнообразных мощей и святынь для поклонения. Одной из самых мистических и загадочных святынь церкви было копье Святого Лонгина.



Лонги́н Со́тник (греч. Λογγῖνος ὁ Ἑκατόνταρχος) — согласно Священному Преданию, римский офицер, центурион (сотник), пронзивший копьём бок распятого Иисуса Христа.

Православная церковь почитает Лонгина как мученика и совершает его память 16 октября по юлианскому календарю (29 октября по новому стилю). Католическая церковь совершает его память 15 марта.
Один из приделов храма Гроба Господня в Иерусалиме посвящён святому Лонгину.


Благодаря перипетиям судьбы сегодня нам известно пять экземпляров этого копья каждое из которых считается истинно подлинным Копьем Судьбы (Копьем Лонгина сотника)!
Вкладення
EB52E63C-C8EF-4EB9-AC12-CAB994A15897.jpeg
Востаннє редагувалось Вів квітня 13, 2021 5:18 am користувачем petrop, всього редагувалось 3 разів.
petrop
Повідомлень: 70
З нами з: П'ят березня 26, 2021 5:10 pm

Re: Копья Святого Лонгина

Повідомлення petrop »

Первое копье - Венское.
Lance_Vienne.jpeg
Heilige_Lanze_02.jpeg
Ве́нское копьё, или Хофбу́ргское копьё, или Копьё Свято́го Маври́кия — артефакт, который считается оригиналом одного из Орудий Страстей Христовых. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства. В настоящее время хранится в имперской сокровищнице Хофбургского замка.

Этот артефакт является одним из нескольких, претендующих называться Копьём Судьбы.

Достоверно известно, что копье использовалось в коронационной церемонии только один раз — при коронации императора Генриха II. В одной из иллюстрированных рукописей сохранилась миниатюра, изображающая этот торжественный момент. В левой руке император держит Державу, в правой — Копьё.
Это железный наконечник для средневекового копья, который крепился на деревянном древке. Длина такого копья в два раза превышала рост воина-пехотинца. Длина наконечника — 50,8 см, ширина — 7,9 см. Стальной наконечник состоит из двух частей, скреплённых серебряной проволокой и стянутых золотой муфтой-накладкой. В лезвие наконечника вставлен кованый гвоздь, который, согласно легенде, является одним из Орудий Страстей. Гвоздь прикручен к полости лезвия наконечника серебряной проволокой. Надпись на золотой накладке гласит: «Копьё и Гвоздь Господни» (лат. LANCEA ET CLAVUS DOMINI). На внутреннем серебряном обруче — более подробный текст: «Милостию Божией Генрих IV, великий римский император, августейший, приказал сделать сей серебряный обруч, дабы скрепить Гвоздь Господень и Копьё святого Маврикия» (лат. CLAVVS DOMINICVS + HEINRICVS D(EI) GR(ATI)A TERCIVS ROMANO(RUM) IMPERATOR AVG(USTUS) HOC ARGENTUM IVSSIT FABRICARI AD CONFIRMATIONE(M) CLAVI LANCEE SANCTI MAVRICII + SANCTVS MAVRICIVS).

В своей срединной части копьё сломано и состоит из двух частей. Для того чтобы скрепить наконечник, в разное время на лезвие наконечника надевались накладки: железная во времена императора Оттона III (X—XI века), серебряная во времена императора Священной Римской империи Генриха IV (XI—XII века) и золотая со времён императора Священной Римской империи Карла IV Люксембургского (XIV век).
petrop
Повідомлень: 70
З нами з: П'ят березня 26, 2021 5:10 pm

Re: Копья Святого Лонгина

Повідомлення petrop »

Второе - Краковское Копье.
u2Tpp6Vbus8.jpeg
Z42jsfuSQfY.jpeg
sYATN87XfIk.jpeg
pFRKO9Q_Pw0.jpeg

Краковское Копье (Копье св. Маврикия) достоверно известно с начала 11 века, это церемониальное оружие считается первой исторической реликвией польских королей династии Пястов. Считается, что Копье было подарено императором Германии Отто III (Чудо Мира) князю Польши Болеславу Храброму на съезде в Гнезно в 1000 году в знак признания императора верховной власти польского князя над всеми польскими землями: Велико- и Мало-Польшей, Мазовией, Поморьем, Силезией, Красной Русью и Чехией.

Оттон III освободил Западное Поморье Польши (в которой княжили подвластные Болеславу князья Грифичи) от ленной зависимости от империи и даровал князю Болеславу титул «Брата и партнёра империи». Это было признанием военной и политической мощи Болеслава. Союз Польши, империи и папства открывал еще большие возможности перед Болеславом. Император Оттон III обратился в Рим с просьбой о коронации Болеслава королём Польши, но смерть императора в 1002 году расстроило эти планы. Только через 25 лет, после изнурительной борьбы с новым императором, 18 апреля 1025 года в Гнезно с благословления Папы и императора Болеслав Храбрый был коронован первой национальной Короной, а Польша стала королевством.

Сомнительно, что в 1000 году Копье преподносилось императором как "копия" имперского Копья, поскольку копии не имели волшебных свойств, и тем более сомнительно, что преподносилось как оригинал, поскольку все знали что оригинал является важнейшей имперской реликвией. Что именно говорил император Оттон князю Болеславу в отношении этого Копья остается загадкой. Возможно подарка вообще не было.

Видимо, Краковское Копье было изготовлено в конце 10-11 веке и имело схожие черты с имперским Копьем Судьбы, но более условной передачей деталей. Создается впечатление, что мастер делал работу не видя оригинала, со слов свидетелей, которые не знали его точную конструкцию. Съемный гвоздь имитирован сквозными прорезями, крылья монолитные и обмотка проволокой не имеет функционального смысла. Это не случайно. Имперское Копье хранилось в алтаре и увидеть его вблизи могли только самые знатные светские и духовные князья и то не надолго. Возможно "подарок императора" был выдуманной легендой, а изготовили Краковское Копье по тайному заказу самого Болеслава. Это было нужно Болеславу, чтобы утвердить независимость Польши от империи после смерти императора Оттона в 1002 году. Болеслав, вероятно, видел имперское Копье вблизи и мог описать его мастеру, хотя не будучи мастером не знал его конструктивные особенности. В любом случае Краковское Копье считалось в Польше подлинным Копьем Христа и являлось символом независимости и мощи, что было даже важнее для поляков.

После смерти короля Болеслава в 1031 году, Копьё вместе с другими польскими коронационными регалиями было забрано новым императором Конрадом II. В Польшу Копье вернулось только во второй половине 11 века, благодаря князю Казимиру I Обновителю (Kazimierz I Odnowiciel), который вернул регалии и поместил Копье в собор на Вавеле (Краков) как реликвию. Первоначально Копье находилось на главном алтаре Кракова, а в 14 веке, после постройки готического собора св. Станислава на Вавеле было перенесена в сокровищницу собора и с тех пор вместе с мечом Щербец являлось главной коронационной регалией.
petrop
Повідомлень: 70
З нами з: П'ят березня 26, 2021 5:10 pm

Re: Копья Святого Лонгина

Повідомлення petrop »

Ватиканский экземпляр копья:
964DC2DB-1E72-42FA-84C6-A5775B4759C5.jpeg
964DC2DB-1E72-42FA-84C6-A5775B4759C5.jpeg (6.62 Кіб) Переглянуто 462 разів

Итальянский паломник Антонио побывав в Иерусалиме в 1570 году рассказал в Риме, что там он видел копьё, которым был пробит Христос. Вскоре на Иерусалим напали персы и похитили эту святыню. Через какое-то время копьё появляется в Константинополе и у него был уже надломлен кончик. Там это копьё хранилось до 1492 года , после чего турецкий султан Баязит Второй обменял копьё Римскому Папе Иннокентию Восьмому на своего брата, который находился в плену у крестоносцев. Папа подарок принял, а вот заложника отпустить отказался. С тех пор копьё хранится в Ватикане.

В соборе Святого Петра в Ватикане находится статуя Лонгина. Справа и над статуей находится балкон, на этом балконе в Ларце спрятано от глаз и хранится копьё Лонгина.
0_Statue_de_Saint_Longin_par_Gian_Lorenzo_Bernini_-_Basilique_St-Pierre_-_Vatican.jpeg
petrop
Повідомлень: 70
З нами з: П'ят березня 26, 2021 5:10 pm

Re: Копья Святого Лонгина

Повідомлення petrop »

Эчмиадзинский экземпляр:

gegart.jpeg

Эчмиадзинское (армянское) копьё — артефакт, претендующий называться «Копьём Лонгина» (Копьём Судьбы), христианская реликвия, которая с XIII века хранится в городе Вагаршапате в сокровищнице Эчмиадзинского монастыря. До этого копьё находилось в Гегардаванке (в переводе с армянского — Монастырь копья), куда было принесено, по преданию, апостолом Фаддеем. Затем реликвию перенесли в храм в Эчмиадзине. Представители Армянской апостольской церкви не подвергают никаким сомнениям подлинность копья. В ответ на предложение учёных исследовать его подлинность, Католикос всех армян Вазген I ответил: «Вы можете использовать копьё для того, чтобы удостовериться в подлинности вашего оборудования, а мы не нуждаемся в доказательстве подлинности копья».

Однако некоторые исследователи полагают, что внешний вид армянского копья полностью совпадает с описанием копья, найденного крестьянином Петром Варфоломеем во время Первого крестового похода. После изнурительной восьмимесячной осады крестоносная армия Готфрида Бульонского в январе 1098 года захватила Антиохию — один из крупнейших городов мира того времени, стоявший на пути в Иерусалим. Но через четыре дня к стенам Антиохии прибыла мусульманская армия под предводительством мосульского атабека Кербоги и, в свою очередь, осадила город. Положение осаждённых христиан было критическим — в городе закончилось продовольствие и начался голод. Армия крестоносцев была полностью деморализована. Предводители войска вступили в переговоры с мусульманами, чтобы им дали возможность покинуть город и вернуться на родину. Тогда провансальский крестьянин Петр Варфоломей объявил, что ему во сне пять раз явился апостол Андрей и сообщил, что в храме святого Петра зарыто копьё, которым римский сотник Лонгин пронзил бок Христа. Апостол якобы пообещал, что если крестоносцы найдут это копьё, они разгромят мусульман. Папский легат Адемар Монтейльский, епископ Ле-Пюи, скептически отнёсся к рассказам о сокрытом в городе копье, так как ранее видел эту реликвию в Константинополе. Тем не менее предводители крестоносцев поверили в эту историю, и 14 июня 1098 года 12 человек принялись копать в указанном Петром Варфоломеем месте и нашли копьё. Находка так воодушевила крестоносцев, что они в тот же день вышли из города и разбили многократно превосходившую их армию Кербоги. Западный хронист Рауль Канский прямо отмечает, что копьё предварительно спрятал сам Петр Варфоломей.

Итальянский средневековый историк Одорико Райнальди, а также другие исследователи полагают, что поздне́е копьё попало в руки турок, а затем оказалось в Армении. По форме армянское копьё соответствует не римским копьям начала I века, а средневековому навершию знамени или штандарта. По всей видимости, до обнаружения Петром Варфоломеем это копьё почиталось как орудие, которым бейрутские иудеи в 765 году якобы пронзили икону Христа, и из неё потекли кровь и вода.
petrop
Повідомлень: 70
З нами з: П'ят березня 26, 2021 5:10 pm

Re: Копья Святого Лонгина

Повідомлення petrop »

Украинское (Харьковское) копье:
Копье находиться в Украине в г. Харьков в коллекции частного музея.
IMG_1605.JPG
Перо копья имеет вытянутую треугольную форму, соотношение длины конической втулки и пера копья составляет один к трем. Перо имеет максимальное расширение в нижней части и от этого расширения его края прямыми линиями сужаются к острию. Лезвие копья имеет выраженное ребро и ромбовидное сечение. Ребро лезвия в нижней части имеет утолщение, которое, как бы, является продолжением втулки. На месте перехода пера во втулку расположены достаточно короткие выступы, или «крылышки». Эти небольшие выступы-«крылья», в отличие от раннесредневековых копий эпохи викингов с крупными плечиками, являются уже редуцированной, декоративной частью геометрии втулки.
Втулка копья и часть пера украшены плакировкой листовым золотом и серебряным таушированием. У основания втулки серебряным таушированием нанесена пальметта в сердцеобразной фигуре. Выше пальметты расположен геометрический орнамент «елочка», направленный к острию пера и состоящий из серебряных, золотых и черневых линий. Остальное поле втулки, часть утолщения пера, нижние части пера и выступы-«крылышки» плакированы листовым золотом.
Среди типов древкового оружия Древней Руси, выделенных А. Кирпичниковым, мы не находим прямых аналогий. По соотношению длинны втулки и пера и вытянуто-треугольной форме пера, мы могли бы увидеть подобие с типом III. Но плечики-«крылья» на исследуемом экземпляре и перпендикулярные плечики пера не дают возможности полного отождествления. Наиболее близкий представленному копью тип D второй группы мы находим у Яна Петерсена. Этот тип имеет подобную форму, у него есть достаточно крупные плечики-«крылья». Но в отличие от крупных плечиков типа D второй группы, редуцированные плечики-«крылья» нашего экземпляра имеют уже не функциональный, а декоративный характер и являются последовательным результатом развития формы. Этот факт дает нам возможность более поздней датировки изучаемого копья. Важно отметить, что ребро втулки типа D, как и у представленного копья в нижней части утолщено и является продолжением втулки. Автор датирует копья типа D второй группы X веком по набору находок. Вышесказанное позволяет нам предположить европейское происхождение нашего орнаментированного образца и датировать его XI-XII вв.
Для подтверждения правильности нашей атрибуции и датировки необходимо проанализировать орнамент на втулке исследуемого экземпляра. Подобные растительные пальметты в сердцеобразной фигуре распространены в декоративно-прикладном искусстве Византии и Древней Руси XI-XII вв., а также в европейском искусстве романского периода. Для Европы одним из примеров подобного орнамента являются мотивы оформления периметра страниц литургических свитков «Экзультет» из Бари XI века. Для Византии и Киевской Руси ярким воплощением подобного орнамента являются растительные орнаментальные мотивы фресок стен митрополичьего храма Руси -Софии Киевской середины XI века, которые несут в себе кроме орнаментальной еще и сакральную функцию. Примером использования пальметты вписанной в сердце в романском искусстве XII века может послужить орнаментальные мотивы фресок в церкви в Вике (деп. Эндры и Луары), датируемой серединой 12 века. Для декоративно-прикладного искусства Древней Руси XII века мотив пальметты в сердцеобразной фигуре часто встречается на ювелирных изделиях в перегородчатых эмалях и декорированных чернью Необходимо отметить, что пальметта в средневековом орнаменте помимо растительной, природной символики несет в себе и сакральную, христианскую символику. Что касается геометрического орнамента «елочкой», направленной к острию, то мы не исключаем его сугубо орнаментальную, композиционную функцию, но предполагаем и определенный сакральный смысл. Результатом проведенного нами типологического и искусствоведческого анализа представленного копья становится предположение о том, что оно имеет европейское происхождение и датируется XI-XII вв.
Декорированные копья в XII-XIII вв. в Европе и на Руси встречаются единично. На территории Древней Руси до сих пор не было найдено ни одного копья XI-XII вв., декорированного золотом.
А. Кирпичников нашел достаточно ясное указание на то, что в Древней Руси существовали позолоченные парадные княжеские копья, но, к сожалению, ни одно из них не сохранилось. Вероятно, речь идет о массивных княжеских рогатинах, декорированных золотом. На одной из опубликованных нами архаичных вислых княжеских печатей конца XI века, принадлежавшей Владимиру Мономаху, князь изображён с копьём и державой. Подобное изображение зафиксировано и на раннем моливдовуле второй половины XI века Олега Святославовича, на которой князь изображён в одной руке с державой, а в другой руке с копьём. Это подтверждает, что в конце XI века в Древней Руси копье было символом, "инсигнией" государственной власти.
Небольшой размер нашего, плакированного золотом копья, не дает нам возможность определить его, как княжеское (парадное).
Церемониальную, командирскую функцию декорированных копий, украшающих древки стягов в Киевской Руси можно проследить в изображениях миниатюр Радзивиловской летописи. Но сравнительно небольшой размер исследуемого копья и отсутствие геральдической символики не дает нам возможность утверждать, что оно использовалось для украшения древка княжеского стяга.
Если мы попытаемся выделить основные гипотезы функционального назначения представленного копья, то, кроме тех, которые мы уже указали (княжеское парадное и церемониально-геральдическое), необходимо указать и на его религиозно-ритуальную функцию. На то, что копье использовалось в качестве сакральной реликвии указывает небольшой размер, богатое декорирование золотом и серебром, наличие христианской сакральной символики в орнаментации втулки и золотая плакировка частей пера. Эти факты дают нам возможность говорить о ритуальном назначении представленного копья.
В контексте этой гипотезы можно отметить существование распространенного в эпоху крестовых походов культа Священного копья или копья Лонгина. На сегодняшний день "подлинных" копий Лонгина сотника числится четыре. Ватиканское, Венское, Краковское и Эчмиадзинское. Возможно существовали другие экземпляры, но к сожалению, сведения о них не сохранились. В раннесредневековой Европе происходило тиражирование и фальсификация священных реликвий, а также путаница с определением истинно «подлинного» копья. Очевидно, что Священных копий могло быть значительно больше, но многие из них за века политической истории могли быть утеряны. Это даёт нам основания предполагать, что исследуемое нами декорированное копьё может являться одним из утерянных образцов Священного копья. Несколько элементов в его конструкции и орнаменте указывают нам на то, что его изготовили по подобию "Венского" экземпляра Священного Копья. Если предположить, что исследуемое нами копьё было изготовлено по подобию копья, которое сейчас хранится в сокровищнице Габсбургов, то становится понятными некоторые его конструктивные и орнаментальные детали. Копьё имеет подобные Венскому, но уже редуцированные плечики-"крылышки". Кроме того, золочение частей основания пера является орнаментальным выделением дополнительных лезвий, которые прикреплены к лезвию Венского копья. Орнамент "ёлочкой", направленный к острию, по нашему мнению, не только орнаментально поддерживает всю композицию, но и символизирует образ Священного гвоздя, вмонтированного в Венское копьё Лонгина. Логично так же предположить, что образцом для копирования стало именно Венское копье, так как Ватиканское копьё появилось в Риме после падения Константинополя в 1453 году.
Таким образом, мы имеем основания предположить, что исследуемое копье является одним из «копий святого Лонгина», которое было изготовлено в Европе для одного из представителей древнерусского княжеского дома XI-XII вв, и находилось, в качестве почитаемой реликвии, в одном из храмов Киева до того момента, как город был разрушен и сожжен монголами в начале XIII в.
Відповісти

Повернутись до “III- IX в.н.э”